You are here

Национализм и антисемитизм

Xenopol A. D. Naționalism și antisemitism//Noua Revistă Română, V, 277, pp.227-280

Все народы земли стремятся к наращиванию сил своего бытия и эта тенденция защищает каждую индивидуальность, сохраняет образ бытия, составляет то, что называется националистической тенденцией. Уровень, на котором эта тенденция усиленна особыми группами людей, которые управляют судьбой народа, показывают диапазон, в котором они приближаются больше или меньше к рациональному национализму, единственному, который может вести к укреплению народов.

Национальное укрепление народа не может совершиться до тех пор, пока он не обособится и эмансипируется от иностранцев; следовательно, очевидно, что национализм будет содержать в себе борьбу против иностранных элементов, которые стремятся порабощать или господствовать на всяком поприще этнического организма… Следовательно борьба требует только границы и трудность в том, как определить в каждом конкретном случае, где находится граница, которая разделяет пользу от опасности. Распространяется, следовательно, слепнуть и без выбора злобы против иностранца, без следования в главном многим другим окружающим элементам – это значит делать преувеличенный национализм или шовинизм, но не национализм умеренный и понятный, полезный народу, который требует утверждения.

Безусловно, что иностранные элементы нуждаются в борьбе и поскольку не могут быть исключены, поскольку они подвергают опасности национальное существование, но тогда, когда они способствуют его укреплению их необходимо приближать и культивировать. Так же очевидно, что иностранные элементы сильные или неустраняемые необходимо укрощать, поскольку есть с возможностью не подвергать опасности существование через неравную борьбу.

Этим принципам, кажущимся несомненными, мы находим применение именно в жизни нашего народа.

I

Румыны ведут борьбу с чужими народами для защиты своей жизни, возможно больше, чем любой другой народ на земле. Им удалось все же через неоценимую твердость своей расы одолеть все трудности и выйти на поверхность яростных волн […] Из этого векового волнения должен был зародиться в их душе отторжение и отдаление от иностранного элемента […] Наше национальное возрождение крепнет и идет к успеху с помощью иностранцев. Это счастье, что наше усиление и сплочение как народа делалось при интеллектуальном содействии народа общего с нами по расе, французского народа. Затем все же мы заимствуем цивилизаторские элементы у всех народов, получивших их прежде чем мы в культуре как: телеграф у Австрии, династию и капиталы для сети железных дорог у Пруссии, сельхоз машины из Англии и т.д., поэтому мы не можем говорить что иностранцы делают только зло. Но даже эти хорошо осуществленные воздействия временами оказывались опасными; так французское влияние вышло за границы и угрожает подавлением национального мышления.

[…]

II

Если все же так необходимо чтобы была повседневная линия по отношению к народам, сплоченным в Государствах, то необходимо изменять ее по отношению к другому иностранному элементу, который не организован в форме государства… который сохраняется через единство интересов самых сильных людей света? Речь идет о Евреях. Евреи в Румынии бесспорно иностранный элемент, ибо … Евреи из Румынии не говорят на языке страны. Они пришли к нам в большей части своей из Австрии и… они не утратили обычай испорченного германского языка, лишенного каких-либо грамматических правил, смешанного с несколькими древнееврейскими словами и несколькими румынскими, обязательно изуродованными как и германскими, что составляет так называемы еврейский язык Евреев Румынии.

Это упорство в отчуждении речи даже для евреев, родившихся в стране от родителей также родившихся в стране очень странно. Евреи из Венгрии говорят по-венгерски, из Франции – по-французски, из Италии по-итальянски, из Испании – по-испански, из Англии – по-английски. Только Евреи из Румынии не говорят по-румынски и даже те из них, кто освоил румынский язык произносят всегда с иностранным акцентом, очень выраженным. Можем подтвердить, что Евреи из Румынии, которые говорят по-румынски – это очень редкие исключения. И они не только не знают, но не говорят и не пишут по-румынски хорошо, ибо не только не приспосабливаются к этому языку, но и не хотят приспособиться. Характерное дело: входные билеты на еврейские свадьбы в Румынии написаны по-немецки. Далее, Евреи никогда не ходят в румынский театр, кроме случаев, когда идет речь о пьесе написанной Евреем и на еврейскую тему, как например пьеса покойного Ронетти Романа: Manasse. И напротив: когда приезжает немецкая труппа, зал полон еврейской публики. Евреи не поддерживают румынскую литературу, не покупают румынских книг, не подписываются на румынские журналы, литературная и художественная румынская жизнь для них полностью иностранная. Хорошо известно, что такими же образом и румынские чувства остаются далекими для них. Национальный идеал Румын или чаянья его возвышения и гордость народа не присоединяются к их душам. Они остаются в подавляющем большинстве своем иностранным элементом в стране, без заботы о ней, без связи с менталитетом румынского народа. Очевидно, что сохранение в нашем организме иностранного народа, который хочет оставаться иностранным, - и даже чрезвычайно большого по численности, 20-я часть всего населения – когда другие иностранные элементы ассимилируются и исчезают со временем в теле нашего народа, представляет национальную опасность и необходимо думать, как ее устранить.

Чтобы избавиться от этой опасности не остается ничего, кроме как удвоенная ассимиляция тех кого возможно ассимилировать и очищение (исключение) остальных. Как прийти к этому вдвойне сложному результату?

В отношении ассимиляции одним средством являются брачные союзы между Румынами и Евреями, ибо через это скрещивание произошли Румыны чтобы измельчить иностранные народы, что сменялись на теле страны. То что будет сопротивляться браку двух рас, это религия, и поэтому мы утверждаем, что крещение евреев будет желательно…Еврей, даже крещенный все равно остается Евреем, но через эту формальность мы добьемся двух очень больших результатов: во-первых, Еврея оттолкнет еврейское общество и он будет вынужден сблизиться с Румынами, затем, крещение открывает путь к браку между Евреями и Румынами, и даже если муж еврей сохранит [еврейские]сущность и привычки, то дети его будут ближе к Румынам и если не во втором поколении, то в третьем станут полностью Румынами.

[…]

…Мы верим, что необходимо натурализовать особенно тех Евреев, которые имеют интеллектуальные качества и отстранятся от любимой профессии этого народа: денежных спекуляций, но основное условие – потребовать совершенного знания румынского наречия.

Устранение или уменьшение числа Евреев, которые не вошли в две категории ассимиляции неизбежно; но не по пути ненависти, которая легко может перерасти в жестокость и грубость. Не с насилием в языке и письме, не с разламыванием окон, также как и с другой стороны не через прославление румынского народа... будем спасаться от Евреев – этого опасного народа, но только через напряженную работу и через конкуренцию в экономической сфере

[…]

Лично я считаю, что необходимо когда-то прекращать антисемитскую пропаганду на словах и письме и необходимо заменить эту пропаганду интенсивной работой, молчаливой и даже скрытой, в экономической сфере. Если Румыны достойны делать некоторые сближения, через которое возьмут обязательство покупать необходимое у румынских торговцев и покровительствовать элементам, отмеченным в материальной жизни народа. Являемся ли мы в своей стране, где есть все интеллектуальные, материальные и особенно политические ресурсы для поддержки развития румынского труда и благоприятные условия для конкуренции? Не можем ли создать промышленные и коммерческие банки, которые не будут помогать никому, кроме Румын, как создали деревенские дома, предназначенные только для помощи крестьянам? Не можем организовать патронажные комитеты, цехи для учеников профессиональных училищ? Не можем составить румынские законы для покупки нужных предметов у румынских производителей? Объединимся для конкуренции с евреями в аренде поместий и вернем снова аренду в свои руки. Учреждения, как "Женская Школа" в Ясах, общество "Муравей", "Ткачиха", экономические классы, народные банки сделали больше для национализма, чем все дискуссии и патриотические общества…

[…]

У нас есть достаточно покровительственных законов: Ст. 7 Конституции, кабаки в селах могут содержать только Румыны, также табачные лавки; преимущество Румын на публичных аукционах, на вхождение в Государственные школы, даже для менее одаренных; повышение в военных званиях с возможностью только Румын, положение, что 2/3 рабочих на фабриках должны быть Румынами, и т.д. Что нам нужно еще? Просить именно, чтобы аренда поместий была позволена только Румынам, потом просить, возможно, чтобы дали право на существование только сапожникам, закройщикам, мясникам, кузнецам… или другим мануфактурным товарам. Но Евреи сделали неоценимое, подняв аренду; ибо в цивилизованной стране, на что мы претендуем, нет неполноценной земли как у нас: 30- 40 лей за аренду и 500-70 за покупку, тогда как не Дале чем в Буковине аренда полоза 100-150 лей и цена землевладения 2000! Зачем продешевили румынские арендаторы? Для того, что работают на земле глупые Евреи и для того, что не быть обеспеченными этими экономическими душами. Многие из них когда имели деньги, тратили деньги за границей, другие передавали в книги или кутили в поместьях…

Нужны не закон, которые препятствуют иностранцам, но меры такого рода, чтобы поощрять Румын. В место злобы и препятствий для иностранцев необходимо покровительство национальной работе. Этим отличается радикал от наших националистов. Они хотят, чтобы Государство изгнало Евреев, но если это невозможно, то сделать невозможной жизнь через общественные меры направленные против них. Мы придерживаемся мнения, чтобы оставить иностранцам, а так же Евреям права, которыми они обладают и сегодня и в следствии покровительственных законов, чтобы создать институции особенно на базе частной инициативы, не при содействии Государства.Это должно быть положено Румынами в основу борьбы с Евреями, конкурировать и одержать победу в борьбе за существование. Сделав это, Евреи, которые не смогут ассимилироваться уйдут от нас…

[…]

Мы верим, что в выше мы поместили принцип, который дает доказательство, что на месте злобы иностранцев необходимо править любовью Румына, вместо преследования работы иностранца помогать румынской работе, вместо декламаций и писаний, усиливающих вражеские чувства против иностранцев, охрана и поддержка национального труда; - другими словами позитивное действие в противоположность негативной злобе, которая никогда не приведет к принципиальному результату.